16 тест прогрессивные матрицы равенна. Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов

Общее время выполнения теста __________ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов ________________
IQ показатель _________________

Стимульный материал

Обработка результатов методики Равена

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А Серия В Серия С Серия D Серия Е
1 4 2 8 3 7
2 5 6 2 4 6
3 1 1 3 3 8
4 2 2 8 7 2
5 6 1 7 8 1
6 3 3 4 6 5
7 6 5 5 5 1
8 2 6 1 4 6
9 1 4 7 1 3
10 3 3 6 2 2
11 4 4 1 5 4
12 5 5 2 6 5


Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста. В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1)на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во баллов Возраст в годах
8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 16-30
-
-
-
-
-
-
-
-
-
96
91
99

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
(IQ для 16-30 х 100)/% , где
%, определяющийся по таблице:

Возраст 16-30 35 45 50 60
% 82

Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий.
IQ по таблице = 110 баллов.
Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134 балла.

Таблица 3
Шкала умственных способностей

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ

Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.

% Хронологический возраст в годах.
- - - - - - - -
- - - - - - - -

Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.

ИНТЕРПРEТАЦИЯ
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»

ФИО: Филлипов Алексей Андреевич

Возраст – 25; Пол - м; Дата обследования 01.06.2014;

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов
Нормативное распредление баллов -1 -2 -1 -7

Общее время выполнения теста ____20______ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов __51______________
IQ показатель __114 баллов _______________

Обработка и интерпретация результатов:

Используя ключ к тесту, подсчитаем количество баллов по каждой серии и запишем результаты в бланк ответов. Общая сумма баллов по всем сериям – 51 правильный ответ. Далее, мы переводим количество «сырых балов» в IQ, используя при этом таблицу перевода. В нашем случае количеству «сырых балов»-51 при возрасте испытуемого 25 лет уровень развития интеллекта – 114. Используя формулу, вычисляем процент уровня развития интеллекта: IQ= (114/100)*100=114. Этот процент развития интеллектуальных способностей указывает на то, что испытуемый имеет третий степень развития интеллекта, то есть - средний интеллект.

Заключение

По результатам исследования уровня развития интеллектуальных способностей по методике «Прогрессивные матрицы Равена», у испытуемого, возрастом 25 лет, наблюдается средний уровень развития интеллекта, что отвечает нормам личностного развития. Для того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, испытуемому рекомендуется в разные способы развивать и тренировать все виды памяти и языковые навыки, решать логические и творческие задания, заниматься физическим развитием, играть в разные игры, читать книги, которые имеют новые для нас слова и для понимания которых нужно прикладывать усилия мозга.

Задание 2. Исследование по методу наблюдения

Цель: наблюдение и фиксирование у наблюдаемого параметров и особенностей проявления психических характеристик методом осознанного полевого наблюдения.

Дата наблюдения Условия, при которых проводилось наблюдение Что наблюдалось Что обнаружено в процессе наблюдения Обьяснение данных наблюдения
25.05.2014 26.05.2014 27.05.2014 Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Локус контроля Направленность человека Тип темперамента В процессе наблюдения испытуемый разделяет свои действия в работе на плохие и хорошие, больше полагается на то, что негативный результат его действий зависит от влияния неизвестных ему факторов и сбоев, он оправдывается, перед принятием нового задания человек тревожится о том, сможет ли он его выполнить, проявляется неуверенность в себе, но контакты внутри рабочего коллектива налажены, активны, Испытуемый часто отрывается от работы, когда кто-то из офиса подает инициативу выйти. Утром, придя на работу, он позитивный, радостный, поднимает иногда настроение, интересуется жизнью своих коллег по работе, имеет хорошие отношения с коллегами, в перерыве от работы может в компании коллег провести время, он активный в общении, готов к поддерживанию шуток, к интересному общению на разные темы, часто отвлекается от рабочего процесса. В последствии этого, испытуемый может не успевать делать основную работу вовремя, ему нужно больше времени на выполнение работы, чем другим. В процессе работы, наблюдаемый часто и быстро переключается с рабочего состояния на невынужденные разговоры с коллегами, проявляет волнение и озадаченность при необходимости выполнить работу вовремя, быстро реагирует на внешние подражания, уделяя этому внимание, ему приятно, когда он что-то интересное рассказывает и его слушают, когда он может говорить о своем мнении и даже спорить с кем-то. Он проявляет свою компетентность в рабочей группе людей для того, чтобы с ним считались, любит быт услышанным и когда его поощряют. Принимая решения, человек делает это часто спонтанно, не всегда хорошо обдумывая, но торопиться его принять. Локус контроля внешний (или экстернальный) Направленность на взаимодействие, что указывает на выраженную потребность в общении. Сангвиник

Заключение: в результате трехдневного наблюдения, которое было проведено в условиях деятельности человека, в поведении наблюдаемого были зафиксированны особенности по таким выборочным характеристикам: локус контроля, тип темперамента и направленность человека. По зафиксированным данным можно говорить о том, что в наблюдаемого локализация контроля внешняя(или экстернальная), направленность на установление и поддержку хороших взаимоотноошений с окружающей средой, более всего проявляется тип темперамента - сангвиник.

3. Исследование по методу беседы

В своем задании по проведению беседы, моей целью стало изучение профессионального и творческого становления личности местного художника-фотографа. В беседе участвовал студент-психолог и местный художник-фотограф.

Студент-психолог: Мне бы хотелось более подробно узнать о том периоде вашей жизни, в котором вы для себя поняли способ самореализации?

Художник: До момента использования кисти, я работала в социальной сфере, это работа с людьми, а также с благоприятными и неблагоприятными семьями. Тогда мене было 22 года, и я понимала, что будучи молодой, имея за плечами образование психологическое, мне нужно что-то еще делать и для себя, для своего развития, для своего внутреннего наполнения и сбережения своего здоровья. Тогда я уже была личностью активной и часто выходила на публику. Но идея взять кисть в руки – это была подсказка голоса изнутри, как еще один аспект моей личности для самореализации и проявления своего «Я».

Студент-психолог: То есть, я правильно понимаю, что рисование дало вам возможность избежать эмоционального выгорания, которое возникает при работе с неблагоприятными семьями и другими категориями населения?

Художник-фотограф: Рисование стало для меня совсем новым источником жизненной энергии, это есть моя находка, которую подсказал мне мой ум в определенный трудный период работы с населением.

Студент-психолог: Когда я смотрела на картины, которые теперь можно увидеть в интерьерных магазинах города, то видела лишь цветы на ваших картинах. Почему цветы? И какие условия вам нужны для творения?

Художник-фотограф: Цветы для меня – это отображение моего внутреннего состояния и настроения. Условия работы – это во-первых, вечер, период после основной работы, в своей тихой мастерской, во-вторых, на выходные я я еду на природу, где мне легко творить и это меня расслабляет и вдохновляет. Делая картину, я особое внимание уделяю смешиванию красок, в результате чего я вижу что-то новое в своих картинах.

Студент-психолог: Увлечение фотографией в вашем случае есть для вас следствием рисования? Ибо я вижу, что сейчас в вашей творческой деятельности фото начинает доминировать

Студент-психолог: А как вы думаете, для того чтобы стать творческой личностью нужно рисовать и фотографировать? Или есть еще и другие варианты открытия в себе творческого начала?

Художник-фотограф: Есть много способов развития творческого начала и становления творческой личности. В моем случае – это рисование и фотография. Для кого-то другого – это будет что-то другое, потому что мы все индивидуальны. Главное в поиске себя - это прислушивание к себе, тогда мы сможем найти себя!

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности. Этот тест предназначен для детей от 4-5 лет (карточки серии А), 6-8 лет (серия АВ) и до 10 лет (серия В). Для решения задачи детям надо найти принцип, по которому построена данная матрица, и выбрать правильный ответ из предло­женных внизу вариантов.

Инструкция

Посмотри внимательно на картинку. Нужно помочь починить испор­ченный коврик, и для этого тебе надо найти такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты, выбери правильный.

Проведение теста

Детям последовательно предъявляют матрицы в порядке возрастающей сложности, начиная с серии А и заканчивая серией, соответствующей возра­сту ребенка. Хотя время решения практически не ограничивают, важно оп­ределить время реакции ребенка, то есть временной интервал между получе­нием инструкции и ответом. Если ребенок затрудняется при выборе пра­вильного варианта, возможна подсказка с развернутым объяснением способа решения данной задачи. Эта подсказка не снижает объективности теста, так как уровень сложности увеличивается. Если ребенок отвечает быстро, но неправильно, можно облегчить задание, закрыв половину предложенных для выбора рисунков.

Прежде всего подсчитывают количество правильных ответов (каждое 1ерное решение опоминается в 1 балл), затем сумму полученных баллов и их Процент от общего количества ответов. В соответствии с процентом правиль­ных ответов различают пять уровней интеллектуального развития детей:

1-й уровень (свыше 95%) - особо высокоразвитый интеллект;

2-й уровень (75-94%) - интеллект выше среднего;

3-й уровень (25-74%) - средний интеллект;

4-й уровень (5-24%) - интеллект ниже среднего;

5-й уровень (ниже 5%) - интеллектуальный дефект. Кроме уровня ин­теллектуального развития детей, тест Равена дает возможность проанализи­ровать и процесс решения задачи.

Скорость ответа ребенка (время реакции) позволяет выделить импуль­сивных детей, то есть детей, которые отвечают не подумав, практически сра­зу после того, как они услышали инструкцию. Время реакции у таких детей -15-20 секунд. Большое количество неправильных ответов (до 50%) у них свя­зано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятель­ность. Эти дефекты, не будучи собственно дефектами мышления, могут су­щественно снизить успеваемость ребенка в школе, а потому очень важно вовремя их выявить и, по возможности, скорректировать. Уменьшение поля обзора помогает снизить разброс внимания, а поэтому количество правиль­ных ответов возрастает, когда мы закрываем три из шести предлагаемых для анализа вариантов. При занятиях с такими детьми необходимо специально выделять основные этапы ориентировки и последовательность операций, необходимых для правильного решения задачи. Возможно прилагать специ­ально вычерченные схемы деятельности, которые также помогут ребенку ее организовать.

Анализ процесса решения заданий в тесте Равена помогает также выя­вить обучаемость детей, которая часто соответствует их способностям. Так, детям, которым трудно выполнять первые, достаточно легкие задания, необ­ходимо объяснить путь их решения. В том случае, если дети моментально схватывают объяснения взрослого, быстро обучаются решать задачи этого типа, они могут перенести усвоенный прием и на более трудные, последние задания. Поэтому общий невысокий уровень работы этих детей (так же как и ошибки, допущенные ими в других тестах, в частности в тесте Когана) свя­зан не с интеллектуальным дефектом, а с низким уровнем знаний, что может быть легко скорректировано при обучении.

Иногда дети хорошо справляются с первыми заданиями, а более труд­ные не решают, несмотря на помощь взрослого. В этом случае можно гово­рить об их низкой обучаемости и необходимости большего внимания со сто­роны взрослых, более полных и длительных объяснений нового материала.

Таким образом, в тесте Равена важно не только высчитать общее коли­чество правильных ответов, но и выяснить, какие именно задания решил ребенок - только первые или и последние тоже.

Важная составляющая их адаптации в социуме, развития психических процессов, межличностного общения и становления ребенка как личности. Существует немалое количество методик, проверяющих уровень и интеллектуальных способностей. Одной из таких методик являются тесты Равена. Они получили известность благодаря своей адаптированности к восприятию детей и легкости в интерпретации.

Описание теста Равена

Эта методика еще носит название "прогрессивные в ней задания построены по принципу возрастания сложности. Эти матрицы хорошо расшифровывают те дети, которые быстрее и точнее понимают логику их решения. Детям предоставляются графические объекты, которые имеют определенное количество необходимых для расшифровки признаков.

Тесты Равена упорядочены в пять серий. Каждая из них содержит в себе 12 задач, каждая из которых сложнее предыдущей. Эта методика имеет временное ограничение, то есть на решение задач дается 20 минут, но возможен вариант прохождения теста без учета времени. В таком случае результат интерпретируется с помощью специальной таблицы.

Для специалиста, который проводит исследование, необходимо убедиться, что дети понимают, что они должны делать. Перед тем как проводить тесты Равена, нужно изучить инструкцию и правила проведения, чтобы потом сопоставлять результаты с общепринятыми нормативами. Цветной вариант методики проводится для детей в возрасте от 5 до 9 лет.

Пять серий теста

Детский тест Равена имеет 5 уровней сложности, которые обозначены латинскими буквами.

Серия А: здесь ребенку необходимо определить взаимосвязь в структуре задания. Нужно дополнить недостающую часть картинки.

Серия В: необходимо найти аналогию между парными фигурами. Для этого ребенок определяет принцип, по которому распределены эти картинки.

Серия С: происходит усложнение фигур, где ребенок должен указать на их изменения и подобрать недостающий фрагмент.

Серия D: здесь задания усложняются тем, что происходит перегруппировка фигур. Она может происходить как горизонтально, так и вертикально. Ребенку необходимо определить ее.

Серия Е: основной рисунок здесь расчленяется на определенные элементы. Обследуемый должен определить нужные фигуры для дополнения изображения. Здесь исследователь проверяет развитие свойств мышления - анализ и синтез.

Инструкция к тесту

Исследователь должен обратить внимание детей на то, что до команды начинать тест они не должны подсматривать в задания. Как только время выполнения подойдет к концу, все строго по команде должны закончить. Проводя тесты Равена, специалист немного расшифровывает цель в инструкции. Для этого он обращает внимание детей на серьезность исследования, призывая их добросовестно, обдуманно и точно выполнять задания. Можно отметить, что методика предназначена для уточнения логики мышления детей.

Расшифровка результатов

Этот тест можно интерпретировать с нескольких позиций:

  • оценка количества правильно решенных заданий (10-балльная шкала);
  • учет трудности и правильности в результатах (19-балльная шкала);
  • пятибалльная шкала со знаками "+" и "-";
  • качественный взглад на выполнение теста: решение быстрое но с неправильными ответами относит ребенка в категорию "скоростников", медленное, но точное выполнение говорит о ребенке, как о "точняке" или "тугодуме".

IQ по тесту Равена оценивается по 5 уровням развития:

  1. Особо высокий - результаты свыше 95%.
  2. Выше среднего - оценки в диапазоне от 75 до 94%.
  3. Средний - результат 25-74%.
  4. Ниже среднего - при выполнении задания оценки составляют 5-24%.
  5. Дефект интеллекта - получение результата ниже 5%.

Методика Равена - это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.

История создания методики

Методика "Прогрессивные матрицы Равена" была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.

Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.

Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования . Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.

Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).

При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.

Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).

В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.

Структура теста

Текстовый сборник включает в себя 60 заданий , разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.

Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.

  • Серия А

Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.

Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.

  • Серия В

Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.

Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.

  • Серия C

Зaдания серии С основываются на принципе "прогрессивных" изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся "обрастание" новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.

Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.

  • Серия D

В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.

Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.

  • Сeрия E

В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.

Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.

Время теста строго ограничено: 20 минут.

До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.

Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждому тестируемому раздается бланк ответов , который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).

Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.

Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.